Асфальтирование, сколь безупречно бы оно не было произведено, со временем требует локального восстановления отдельных участков. Асфальт — достаточно мягкий материал, имеющий тенденцию изнашиваться. Недаром верхний слой дорожного полотна именуют «слоем износа». Для восстановления этого слоя используются асфальтобетонные смеси, разогретые до высокой температуры. Притом ремонт может осуществляться как глобально (полная замена дорожного покрытия по всей ширине полотна проезжей части), так и локально (локальный ремонт повреждённых участков).

 

Ямочный ремонт является на данный момент самым популярным видом ремонта дорог. Именно за этот метод автолюбители так часто ругают дорожных рабочих, считая его неэффективным. Однако качество такого ремонта напрямую зависит от соблюдения его технологии, которая, кстати, принципиально не отличается от той, что применяется при дорожном строительстве.

Подготовка — залог успеха

Основным упущением недобросовестных рабочих, год из года латающих одни и те же места, является ремонт лишь верхнего слоя повреждённого участка, в то время как технология ямочного ремонта предполагает восстановление и нижележащего слоя. Для этого сперва необходимо отделить повреждённый участок от неповреждённого покрытия. Гидравлические молоты мини-экскаваторов и мини-погрузчиков, равно как и ручные отбойные молотки, часто применяемые дорожно-ремонтными бригадами, для этих целей подходят плохо. Вырубить необходимый квадрат ровно можно лишь посредством дорожной фрезы. Только при использовании этого инструмента стенки квадрата останутся ровными и будут иметь равную глубину. Наиболее удобными в этом плане являются навесные фрезы, располагаемые на стреле мини-погрузчика или в заднем свесе.

После очистки дефектного сектора от крошек и пыли его дно и кромки обрабатываются разогретым битумом или жидкой битумной эмульсией, и лишь только после этого заливается асфальтобетонная смесь. Также крайне важно не допускать слишком уж больших временных промежутков между этими фазами. В идеале этих промежутков не должно быть в принципе, однако в подобном случае возникает необходимость одновременной работы трёх звеньев, а это сказывается и на стоимости дорожного ремонта. Часто реализовать подобный метод и вовсе не представляется возможным: ямочный ремонт дорог зачастую проходит без перекрытия движения автотранспорта.

Дождь не помеха

Когда мы наблюдаем, как рабочие осуществляют ремонт дорог в дождь, мы часто укоризненно качаем головой, считая подобные погодные условия неприемлемыми. Однако это не совсем так. Любой человек, мало-мальски сведущий в данной области, скажет, что строительство и ремонт дорог попросту невозможны без воды. Вальцы дорожного катка облепит за один подход, будь они сухими. Единственный существенный вред, который может принести дождь, это охладить асфальтобетонную смесь. Конечно, если поверхности стенок и дна дефектного сектора влажные и при этом они пропитываются битумом, это является грубейшим нарушением, однако ни один здравомыслящий бригадир этого не допустит. Что же касается остывания смеси, то надёжную защиту от неё может обеспечить специальная система обогрева кузова посредством выхлопных газов, а также натянутый на кузов тент. При температуре ниже +10 °С или при сильном ветре целесообразно использовать для доставки асфальтобетонной смеси термос-бункер с автономной системой подогрева.

 

Процесс укатывания асфальта

Большинство отечественных предприятий, осуществляющих строительство и ремонт дорог, имеют в своём распоряжении катки массой от 8 тонн. Подобная дорожная техника оправдывает себя при полномасштабном дорожном строительстве, однако использовать её для ямочного ремонта не вполне целесообразно по экономическим соображениям. Для уплотнения всего нескольких десятков метров дорожного полотна лучше подходит метод “топтания”, реализуемый за счёт использования ручных вибрационных плит. Ранее в России вместо них широко применялись небольшие тротуарные, а также вибрационные катки, однако за последние 10 лет вибрационные плитки вышли на качественно новый уровень и получили широчайшее распространение в нашей стране.

Особенности выбора виброплит

Производством данной техники занимается достаточно большое количество предприятий, включая российские. Надёжность этих узкоспециализированных агрегатов напрямую зависит от надёжности двигателя. Хорошо зарекомендовали себя устройства с силовыми агрегатами Honda, Robin и Yanmar. Ещё один немаловажный аспект, который следует учитывать, — это мощность устройства. Тяжёлые виброплиты с мощностью удара под 4 тонны могут с лёгкостью разрушить нижележащие слои дорожного покрытия и даже его основание. Для асфальтобетона при ямочном ремонте лучше всего использовать агрегаты массой от 80 до 140 кг с частотой вибрации порядка 90 Гц.

Контроль качества

Процесс полимеризации асфальтобетона проходит при температуре свыше 100 °С и под большим давлением. После того, как смесь уплотнена, вода асфальту абсолютно не страшна. Напротив, восстановленное дорожное покрытие даже рекомендуется поливать водой, чтобы охлаждение произошло как можно быстрее и автотранспорт смог восстановить движение.

Стоит отметить, что даже при неполном соблюдении технологии ямочного ремонта дорог и нарушении ряда правил, асфальтобетонные заплаты держатся не менее двух лет. В случае строгого соблюдения технологии ремонта — не менее пяти лет. В чём же причина столь частых жалоб автолюбителей на вылетающие первой же весной дорожные “пломбы”? Причин тому может быть несколько. Наиболее распространённая — засорение или полное отсутствие водоотвода. Нередко на просторах нашей родины можно наблюдать обочину, находящуюся выше уровня дороги. При таких условиях ни один ремонт не окажется долговечным, пока не будет произведено производство земляных работ и не будет создана надлежащая инфраструктура.

Часто бывает, что дорожные заплаты стоят, однако разрушается окружающее их покрытие, казавшееся на этапе проведения ремонта вполне надёжным. Именно так происходит с дорожным полотном, верхний слой которого разрушен более чем на 40%. Часто случается так, что администрация с целью экономии откладывает полномасштабный ремонт дорог на неопределённый срок, осуществляя лишь частичное восстановление дорожного покрытия.